The Life of Coder
  • Компрессор
  • Регулятор давления воздуха
  • Энергоаккумулятор
  • Тормозная камера
  • ABS
  • Ускорительный клапан
  • Двойной защитный клапан
  • Тройной защитный клапан
  • Главный тормозной кран
  • Регулятор тормозых сил
  • Кран ручника
  • ПГУ
  •  
     

    Принцип работы тормозной системы Урала 5557, 4320

     


    Содержание

     

    Тормозная система Урала марок 4320 и 5557 состоит из четырёх основных комплексов – рабочего, аварийного, вспомогательного и стояночного (ручного) тормоза. Каждый из тормозов действует независимо от других и на свою область.

    Выход из строя любого из них никак не отражается на функциональности остальных, что обуславливает дополнительную безопасность и надёжность всей тормозной системы Урала.

    Устройство тормозного механизма автомобиля Урал 4320 и 5557

    Рабочая тормозная система Урала обозначенных марок предназначена для обеспечения постепенного торможения автомобиля частично или до полной остановки, не завися при этом от скорости его движения до начала торможения, особенностей местности (спуск или подъём), специфики дорожного покрытия и других факторов.

     

    Тормозная система Урал

    Тормозная система Урал

    Тормозная система автомобиля Урал моделей сборки 4320 и 5557 имеет привод смешанного типа (пневмогидравлика), состоящий из двух контуров. При этом она отвечает за торможение всех шести колёс, включая прицеп, причём передние и задние притормаживаются отдельно (по мостам).

    Процесс торможения запускается посредством педали тормоза из кабины водителя, которая тягами и рычагами соединена с тормозным краном, состоящим из двух секций.

    Устройство рабочего тормоза:

    • Колёсный цилиндр, состоящий из двух частей, расположенных в одном корпусе.
    • Тормозной щит.
    • Эксцентрик для регулировки, которая осуществляется поворотом болта с помощью ключа.
    • Тормозные колодки, установленные на опорных осях.
    • Фрикционная накладка.
    • Соединительные элементы – шланги, шайбы, держатели, клапаны и другие.

    Устройство рабочего тормоза Урал 4320

    Устройство рабочего тормоза Урал 4320

    Процесс регулировки тормоза

    Алгоритм регулировки рабочего тормоза включает в себя следующую последовательность действий:

    Регулировка рабочего тормоза Урал 4320

    Регулировка рабочего тормоза Урал 4320

    • Используя ключ, необходимо повернуть до упора эксцентрики обеих тормозных колодок.
    • Левый эксцентрик необходимо вращать против хода стрелки часов, а правый – по её ходу.
    • Ослабить эксцентрики, повернув их в обратную сторону на половину головки осевого болта, что сопоставимо с поворотом ключа на 30 градусов.
    • Проделать обозначенные выше действия для всех колёс.
    • Проверить правильность регулировки, оценив, имеется ли нагрев барабанов тормозов во время движения Урала.

    При настройке тормозов важно соблюдать осторожность и не изменять заводское расположение в тормозных колодках их опорных осей. Настраивать зазоры необходимо только параллельно со сменой фрикционных накладок или самих колодок. Это делается посредством поворота опорных осей и вставки специального щупа, длина которого 200 мм, а толщина зависит от положения края накладки и может иметь значения 0,2 и 0,35 мм. Замасленные накладки требуется тщательно промыть бензином.

    Устройство пневмогидравлического привода

    На грузовике Урал используется привод смешанного типа, сочетающий в себе функции пневматики и гидравлики – пневмогидравлический, который состоит из двух рабочих контуров для передних и задних колёс, плюс третьего контура, отвечающего за подключение тормозов прицепа (однопроводной или двухпроводной привод).

    Гидропневматический привод тормозных механизмов

    Гидропневматический привод тормозных механизмов

    Два основных контура тормозной системы Урала имеют следующие составляющие:

    • Разные воздушные баллоны, расположенные параллельно друг другу.
    • Тормозной кран, верхний отдел которого принадлежит первому контуру, а нижний – второму.
    • Колёса цилиндров и общий усилитель тормоза (пневматического).
    • Второй контур дополнительно включает в себя регулятор тормозных сил.

    Пневматический усилитель тормозов автомобиля Урал

    Пневматический усилитель тормозов автомобиля Урал

    Состав третьего контура:

    • Отдельный воздушный баллон.
    • Специальные клапаны, предназначенные для контроля тормозов прицепа (отдельно для приводов с одним и двумя проводами).
    • Соединительные головки для каждого вида привода.

    Работает пневмогидравлический привод Урала по следующей схеме:

    Составляющие тормозной системы Урал 4320

    Составляющие тормозной системы Урал 4320

    • Компрессор через регулятор давления направляет воздух в сжатом виде к защитным клапанам (одинарному и тройному).
    • Клапаны распределяют полученный воздух между всеми баллонами в каждом независимом контуре.

    Все контуры дополнительно оборудованы клапанами контрольного вывода, предназначенными для измерения давления воздуха посредством присоединения к ним манометра. Датчик электрического сигнала приводится в действие (и некоторые другие приборы) воздухом из основных воздушных баллонов, забор из которых осуществляется через тройной клапан защиты.

     

    Функции аварийного торможения

     

    Основная функция аварийной тормозной системы Урала – это выполнять торможение и остановку автомобиля в случае выхода из строя рабочего тормоза. Эту ответственность берёт на себя один из исправных контуров.

    Ручной тормоз Урала

    Стояночный тормозной механизм Урала (ручной тормоз) предназначен для торможения Урала во время стоянки и на уклонах (во время движения применяется только в экстренных случаях). Привод ручного тормоза механический, а рычаг расположен сбоку от водительского кресла под правой рукой.

    Рычаг ручного тормоза связан и с рычагом торможения прицепа – при поднятии его в верхнее положение запускаются также тормоза прицепа.

    Стояночный тормозной механизм Урала

    Стояночный тормозной механизм Урала

    Принцип действия ручного тормозного механизма Урала такой:

    • При поднятии рычага усилие от него, минуя промежуточный, передаётся на разжимной рычаг.
    • От рычага через штангу импульс переходит на одну из колодок – если барабан вращается против хода стрелки часов, то к левой, по ходу – к правой.
    • Колодка отсоединяется от опорного пальца, прижимается к барабану, проворачивается по ходу вращения и прижимает вторую колодку.

    Регулировка зазора тормозных колодок автомобиля Урал

    Регулировка зазора тормозных колодок автомобиля Урал-4320

    Вспомогательный тормоз

    Вспомогательная система торможения Урала предназначена для использования на длительном спуске. Кнопка управления находится на полу кабины. При нажатии на неё происходит следующее:

    Механизм вспомагательного тормоза автомобиля Урал

     
     

    Механизм вспомагательного тормоза автомобиля Урал

    • В пневматические цилиндры поступает сжатый воздух, который воздействует на поршни и перемещает их.
    • Поршни перекрывают заслонки – в выпускных газопроводах создаётся противодавление и происходит притормаживание.
    • В тот же момент импульс подаётся и на тормоза прицепа.

    Регулировка пневмогидропривода

    Схема привода рабочих тормозов Урала

    Схема привода рабочих тормозов Урала

    Пневмогидропривод Урала не требует регулировки и не нуждается в техническом обслуживании.

    Проверка герметичности отдельно пневматической системы осуществляется по резкому снижению давления на манометре с двумя стрелками (не ниже 700 кПА), который имеется среди контрольных приборов водителя в кабине. После остановки двигателя (педаль тормоза не зажата) стрелки манометра не должны сильно дёргаться и заметно перемещаться. То же самое должно наблюдаться при зажатой тормозной педали в течение 20 секунд. В то же время производится оценка герметичности гидравлической части.

    Проверка работоспособности всего привода осуществляется посредством оценки давления (650–800 кПа) во всех трёх контурах на присоединённых к контрольным клапанам манометрах.

     

    Схемы тормозных систем

    • КАМАЗ
    • МАЗ
    • ПАЗ
    • Урал