The Life of Coder

Назначение, виды, конструктивные особенности узлов пневмосистем

 

Кран управления стояночным тормозом Камаз

Кран управления стояноч­ным тормозом служит для управления пружиными энергоаккумуляторами приво­да стояночного и запасного тормозов (рис.1, а — в).

 

Кран стояночного тормоза

Рис.1. Ручной тормозной кран:1, 10 — кольца упорные, 2 — пружина клапана, 3 — корпус, 4, 24 — кольца уплотнительные, 5 — пружина уравновешивающая, 6 — пружина штока, 7 — тарелка уравновешивающей пружины, 8 — направляющая штока, 9 — кольцо фигурное, // — штифт, 12 — пружина колпачка, 13 — крышка, 14 — рукоятка крана, 15 — колпачок направляющий, 16 — шток, 17 — ось ролика, 18 — фиксатор, 19 — ролик, 20 — стопор, 21 — седло выпускное клапана на штоке, 22 — клапан, 23 — поршень следящий; / — от ресивера, // — в атмосферу, /// — в управляющую магистраль ускорительного клапана

При движении автомобиля рукоятка 14 крана находится в крайнем нижнем поло­жении, а сжатый воздух от ресиверов при­вода стояночного и запасного тормозов подводится к выводу /.

Под действием пружины 6 шток 16 находится в крайнем нижнем положении, а клапан 22 под дейст­вием пружины 2 прижат к выпускному седлу 21 штока 16.

Сжатый воздух через отверстия в поршне 23 поступает в полость А, а оттуда через впускное седло клапана 22, которое выполнено на дне поршня 23, попадает в полость Б, затем по вертикаль­ному каналу в корпусе 3 воздух проходит к выводу /// и далее к пружинным энерго­аккумуляторам привода.

Схема работы стояночного крана Камаз

При повороте рукоятки 14 поворачива­ется вместе с крышкой 13 направляющий колпачок 15. Скользя по винтовым поверх­ностям кольца 9, колпачок 15 поднимается вверх, увлекая за собой шток 16.

Седло 21 отрывается от клапана 22, и он под дейст­вием пружины 2 поднимается до упора в седло поршня 23.

Вследствие этого прекращается про­хождение сжатого воздуха от вывода / к выводу ///.

Сжатый воздух через открытое выпускное седло 21 на штоке 16, централь­ное отверстие клапана 22 выходит из выво­да /// в атмосферный вывод // до тех пор, пока давление воздуха в полости А под поршнем 23 не превысит силу уравновеши­вающей пружины 5 и давление воздуха над поршнем в полости Б.

Преодолевая силу пружины 5, поршень 23 вместе с клапаном 22 поднимается вверх до соприкосновения клапана с выпускным седлом 21 штока 16, после чего выпуск воздуха прекращается. Таким образом осуществляется следящее действие.

Стопор 20 крана имеет профиль, обес­печивающий автоматический возврат ру­коятки в нижнее положение при ее отпуска­нии.

Только в крайнем верхнем положении фиксатор 18 рукоятки 14 входит в спе­циальный вырез стопора 20 и фиксирует рукоятку. При этом воздух из вывода /// полностью выходит в атмосферный вы­вод //, так как поршень 23 упирается в тарелку 7 пружины 5 и клапан 22 не дохо­дит до выпускного седла 21 штока.

Для растормаживания пружинных энергоакку­муляторов необходимо вытянуть рукоятку в радиальном направлении, при этом фиксатор 18 выходит из паза стопора, а рукоятка 14 свободно возвращается в нижнее положение.

Тормозная система автомобилей Камаз 6560.

Кран управления стояночным тормозом (рис. 7.88) фирмы «WABCO» предназначен для приведения в действие вспомогательной тормозной системы, а также стояночной тормозной системы автомобиля без прицепа вместе с тормозными камерами с пружинными энергоаккумуляторами.

Ручной тормозной кран 961 723 1..0 для вспомогательной и стояночной тормозных систем применяется вместе с тормозными камерами с пружинными аккумуляторами. Дополнительное подключение к клапану управления тормозами прицепа обеспечивает передачу тормозного воздействия на прицеп. Имеется положение контроля для проверки эффективности стояночного тормоза автомобиля.

Кран закреплен двумя винтами на дополнительном щитке приборов, справа от водителя (рис. 6.9, поз.2).

Рис. 7.88. Кран управления стояночным тормозом

Рис. 7.89. Положения рукоятки крана: А - положение расторможеноВ - промежуточное положение вспомогательное торможениеС - точка наибольшего усилия на рукояткуД - стояночное положение заторможено (рукоятка зафиксирована); Е - снятие фиксируемого положения рукоятки; К - автоматическое возвращение рукоятки в расторможенное положение.

Принцип действия:

1. Вспомогательный тормоз

В положении «расторможено» клапан (с) удерживает открытым проход между камерами А и В и подаваемый через вывод 1 сжатый воздух проходит через вход 21 в камеры пружинного энергоаккумулятора пневмоцилиндра . Одновременно сжатый воздух через контрольный клапан (b) и камеру С попадает к выводу 22 и выводу 43 клапана управления тормозами прицепа.

При повороте рукоятки (а) и срабатывании вспомогательной тормозной системы клапан (с) закрывает проход между камерами А и В. Сжатый воздух из камер пружинного энергоаккумулятора через открывшийся выпуск (d) на выводе 3 выходит в атмосферу. При этом давление в камере В снижается и поршень (е) перемещается вниз под воздействием пружины сжатия (f). После закрытия выпуска при всех положениях торможения достигается положение закрытия, т.е. в камерах пружинного энергоаккумулятора всегда имеется давление, соответствующее необходимому замедлению.

2. Положение парковки

При дальнейшем перемещении рукоятки (а) за подвижный упор достигается положение парковки. Выпускное отверстие (d) остается открытым и сжатый воздух полностью выходит из камер пружинного энергоаккумулятора. В области вспомогательного торможения (от положения «расторможено» до точки подвижного упора) после отпускания рукоятки она автоматически возвращается обратно в положение «расторможено». С помощью основного и дополнительного контрольного клапана, скомбинированных вместе, можно проверить, обеспечивают ли механические силы стояночной тормозной системы тягача удержание автопоезда на спуске или подъеме при расторможенной тормозной системе прицепа.

3. Контрольное положение

В положении «расторможено» камеры А, В и С соединены между собой и подаваемый через вывод 21 сжатый воздух проходит к камерам пружинного энергоаккумулятора, а также через вывод 22 к клапану управления тормозами прицепа. При перемещении рукоятки (а) давление в камерах В и С снижается до тех пор, пока не станет равным 0 при достижении подвижного упора. При перемещении за подвижный упор рукоятка (а) встает в промежуточное положение (положение стояночного тормоза). При дальнейшем перемещении рукоятки в контрольное положение имеющийся в камере А сжатый воздух проходит через открытый клапан (b) в камеру С. При выпуске сжатого воздуха через вывод 22 происходит управление тормозным краном прицепа, который отменяет пневматическое торможение прицепа, осуществляющееся во время торможения вспомогательным или стояночным тормозом. Теперь грузовой автопоезд удерживается только благодаря механической силе пневмокамер пружинного энергоаккумулятора тягача. Как только рукоятка (а) отпускается, она снова возвращается обратно в положение стояночного тормоза, при котором срабатывает тормозная система прицепа

 

Схемы тормозных систем

  • КАМАЗ
  • МАЗ
  • ПАЗ
  • Урал